понедельник, 7 марта 2011 г.

Власть и церковь


Доброго времени суток дорогие мои семиклассники!!!
Патриарх Филарет
Как вы помните, на последних уроках мы говорили, что в правление первых Романовых набирает силу Русская церковь. Этому способствовало учреждение патриаршества в 23 января 1589 г. при Царе Феодоре Иоанновиче. Это был закономерный и глубоко символичный акт наследия Русской землей церковного значения и славы древней Византии, подпавшей под османское владычество. На смену Второму Риму (Константинополю) пришел Третий Рим во всем могуществе православного Московского государства. Патриарх Филарет, который  был отцом царя Михаила Романова.обладал большим политическим могуществом, его даже именовали "государем всея Руси".
Патриарх Никон
В середине XVII века стало яс­но, что в русских церковных книгах, переписывавшихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в срав­нении с оригиналами. Немало сомнений вызывали обычаи мно­гоголосия во время церковной службы, крещения двумя пальцами и др. По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились. Одни (в том числе патриарх Иосиф) пред­лагали исправить церковные книги и об­ряды, вернувшись к древнерусским об­разцам. Другие (к числу которых отно­сился царь Алексей Михайлович и его ближайшее окружение) считали, что сле­дует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источни­кам, с которых они в свое время пере­писывались.
После смерти патриарха Иосифа новым главой Русской пра­вославной церкви по предложению Алексея Михайловича был избран Никон — митрополит новгородский. Ему и было поруче­но провести церковную реформу.
  В 1653—1655 годах началось осуще­ствление церковной реформы:
1. исправление богослужебных книг по греческим  образцам:  Iсус  - Iисус 
2. Изменение обрядности русской православной церкви:
        - поясные поклоны;
        - Крестный ход против солнца;
        - "Аллилуйя" трижды.
3. Введения троеперстия при крестном знамении.
 Но Никон пожелал не только провести церковную реформу, но овладеть властью, какая была у Филарета. Вследствие чего и привел к церковному расколу.Официально его начало 1666 -1667 гг. - Церковный собор. На нем:
          1. Алексей осудил Никона и лишил его сана патриарха
          2. Проклял всех противников церковной реформы (предал анафеме). 
Раскол
Официальная православная церковь                                   Старообрядчество 
Старообрядцы (раскольники) - противники никоновской 
церковной реформы, сторонники  старой веры.
Протопоп Аввакум
Выдающимся руководителем старообряд­цев выступал протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620— 1682). С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно.  За свои  взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монас­тырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь.
Сожжение протопопа Аввакума
В 1664 г.он вер­нулся в Москву, где царь и другие знакомые и симпатизировав­шие ему люди тщетно убеждали его смириться с церковной ре­формой. За свой отказ на церковном Соборе 1666—1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу. В последнем своем заключении он написал знаменитое литературное произ­ведение «Житие» и десятки других работ. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681 —1682 годов к казни. 11 апреля 1682 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.

Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в по­литической системе страны. Однако в условиях усиления са­модержавия это привело к конфликту церковной и светской власти. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.


Комментариев нет:

Отправить комментарий