Уважаемые ребята! В связи с технической заминкой презентация не открывается в блоге, поэтому вся информация в виде текста.
План:
1. Архитектура
2. Живопись, скульптура
3. Литература, театр
4. Наука, техника
5. Академические экспедиции
Главной особенностью и характерной чертой развития отечественной художественной культуры в XVIII в. стало достижение сплава «европеизма» и национального своеобразия.
БАРОККО – (итал. причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с к.XVI до середины XVIII в., отличавшийся торжественностью и фундаментальностью, многообразием и сложностью форм и рисунков.
КЛАССИЦИЗМ – (от лат. образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве XVII-XIXвв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу; стремился к выражению возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.
Архитектура
Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (1700—1771). Он был автором крупнейших дворцовых ансамблей, построенных в Петербурге и его пригородах: Зимнего дворца, Большого дворца в Петергофе, Большого Екатерининского дворца в Царском Селе, дворца Строгановых, Смольного монастыря, Андреевской церкви в Киеве. Они были выполнены в стиле барокко, для которого характерно обилие колонн, пышность внешнего и внутреннего убранства зданий, обилие лепных украшений.
Росси Карл Иванович( 1775-1849)-русский архитектор.
Создал ряд монументальных ансамблей в Санкт-Петербурге, сформировавших архитектурный облик города.
ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ в Санкт-Петербурге, главная площадь города перед Зимним дворцом. Основой застройки Дворцовой пл. явился Зимний дворец (1754-62, архитектор В. В. Растрелли), напротив которого воздвигнуто в 1819-29 грандиозное дугообразное в плане здание Главного штаба (архитектор К. И. Росси).
Российский академический театр драмы им. Пушкина (Александринский)- с 1832,
Основоположником русского классицизма был Василий Иванович Баженов (1738—1799). По его проектам были построены Дом Пашкова в Москве, Царицынский дворцовый ансамбль под Московой, Михайловский замок в Петербурге, несколько церквей. Характерной особенностью его творчества было то, что он первым предложил органично вписывать архитектурные со-оружения в пейзаж или городскую среду.
Матвей Федорович Казаков (1738—1812). По его проектам были возведены здания Сената в Московском Кремле, Московского университета, Голицынской и Павловской больниц, дом-усадьба Демидовых, Петровский дворец. Он создал одно из известнейших и красивейших зданий Москвы — дом князей Долгоруких, переданный затем Дворянскому собранию (Дом Союзов).
Иван Егорович Старов (1745—1808) известен реконструкцией Александро-Невской лавры, строительством ряда усадеб под Петербургом. Однако самым крупным и известным его творением стал Таврический дворец со множеством богато убранных помещений, зимним садом. Он был построен по заказу Екатерины II и подарен Г. А. Потемкину за героические победы, одержанные им в ходе русско-турецких войн.
2. Живопись и скульптура.
XVIII век стал периодом расцвета отечественной живописи и скульптуры.
Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.
В развитии портретной живописи проявились две особенности: все большее внимание к повседневному быту людей и повышение художественного мастерства. Даже на парадных портретах крупные государственные деятели и царствующие особы представали простыми людьми.
Мастером портретного жанра был Иван Петрович Аргунов (1729 — 1802), создавший галерею парадных изображений графов Шереметевых. Однако особенно славились его портреты простых современников — архитектора Ветошкина и его жены, супругов Хрипуновых и др.
Особая душевная тонкость и многогранность личности отличала картины, написанные Федором Степановичем Рокотовым (1735—1808). Написанные им парадные портреты Екатерины II, ее сына Павла, графа Г.Г. Орлова отличало высокое мастерство. Выразительны были и камерные портреты (особенно А. П. Струйской).
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822) был учеником А. П. Антропова. Его работам была присуща яркая индивидуальность образов. Он создал глубокие по содержанию портреты деятелей эпохи Просвещения Д. Дидро и Н. И. Новикова, галерею портретов воспитанниц Смольного института, которых он изобразил танцующими, поющими, музицирующими.
Новые черты в живописном искусстве проявились в творчестве Владимира Лукича Боровиковского (1757—1825). Будучи автором в основном камерных портретов (лучший из них — портрет М. И. Лопухиной), он впервые дает на них, кроме изображенного образа, также пейзажный фон.
Во второй половине XVIII века были заложены основы русской скульптуры.
Ее основоположником и крупнейшим представителем был Федот Иванович Шубин (1740—1805). Ему не было равных в виртуозном проникновении во внутренний мир своих персонажей и умении создать из мрамора тончайшие черты их образов. Наиболее удачными работами были бюст А. М. Голицына, статуя «Екатерина-законодательница», бюсты М. В. Ломоносова, Павла Петровича, А. А. Безбородко, П. А. Румянцева-Задунайского и др.
3.Литература.
Рубежом в развитии отечественной литературы стала середина XVIII века, когда сложилась развитая система жанров — ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман.
У истоков новой русской драматургии стоял автор первых русских трагедий и комедий, директор Российского театра в Петербурге Александр Петрович Сумароков (1717—1777. Им были созданы 9 трагедий и 12 комедий, а также около 400 басен. Сюжеты большинства трагедий были взяты "им из русской истории («Дмитрий Самозванец») и выдержаны в классическом жанре.
Влияние идей Просвещения, крестьянской войны Пугачева, а затем и Французской революции привело к тому, что писатели последней трети века посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам. Денис Иванович Фонвизин (1744—1792) обличал невежество и произвол помещиков в комедии «Недоросль».
Гаврила Романович Державин (1743—1816) в оде «Фелица» пытался создать образ «идеального монарха», сравнения с которым не выдерживали современные ему правители. Державина, который едко высмеивал знатных бездарей и бездельников, Пушкин назвал «бичом вельмож». В своих патриотических одах Гаврила Романович прославлял победы русской армии. Суворова он называл «вождем бурь полночного народа».
Начало сентиментализма в русской литературе связано с именем Николая Михайловича Карамзина (1766—1826) В своей повести «Бедная Лиза» он су¬мел доказать простую истину — что «и крестьянки любить умеют» и готовы отдать за любовь свою жизнь.
Александр Николаевич Радищев (1749— 1802) первым из русских писателей в художественной форме поставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) он дал такие яркие картины произвола и беззакония, творившихся в стране, что Екатерина II сочла его «бунтовщиком похуже Пугачева», а суд приговорил к смертной казни. Лишь опасения потерять в Европе образ «просвещенной» государыни заставили ее «всего лишь» сослать Радищева в Сибирь.
Большую популярность имели журналы, издававшиеся Николаем Ивановичем Новиковым (1744—1818), «Трутень» и «Живописец», в которых он средст¬вами сатиры бичевал пороки крепостничества.
Театр
До середины XVIII века при царском дворе и во дворцах вельмож вы¬ступали в основном иностранные труппы. Однако подъем русской национальной культуры делал необходимым создание русского театра.
Уже при Елизавете Петровне возник¬ли театры при учебных заведениях Петербурга (Шляхетском корпусе) и Моск¬вы (в университете).
Всероссийскую славу имели постановки ярославского актера и режиссера Федора Григорьевича Волкова (1729— 1763). Наслышанная о его успехах Елизавета Петровна вызвала труппу Волкова в Петербург, где в 1756 году был учрежден «Русский для представления трагедий и комедий театр», в котором Волков стал не только актером и режиссером, но и декоратором, а с 1761 года — директором. Это был первый русский профессиональный постоянный публичный театр.
Комментариев нет:
Отправить комментарий