Памятка оценивание исторического деятеля:
1. Опиши историческую обстановку в которой действовал данный человек.
2. Вспомни, из какой среды он происходил, кто его окружал.
3. Опиши его внешность, черты характера.
4. Определи, как он относился к различным классам.
5. Какие задачи ставил перед собой.
6. Кратко опиши наиболее выдающиеся его дела. Подумай интересам какого класса они служили.
7. Как ты оцениваешь его деятельность. Нет ли в ней противоречий?
Памятка “Изучение истории войны”
1. Хронологические рамки войны
2. Причины войны. Повод. Характер войны.
3. Страны-участницы войны.
4. Готовность стран к войне (Соотношение сил)
5. Ход военных действий. Этапы войны.
6. Итоги войны.
Памятка составление плана:
1. Внимательно прочитай или просмотри весь текст, разбей его на законченные части.
2. Каждую часть озаглавь по ведущей мысли римскими цифрами (пункты параграфа);
3. В каждой части выдели положения, уточняющие главное (главная мысль в каждом абзаце иногда в двух). Эти положения (подпункты) озаглавь арабскими цифрами.
4. Подумай, насколько точно заголовок параграфа отражает основную мысль содержания. Предложи свой вариант заголовка.
5. Сделайте вывод
Памятка по работе над планом-конспектом:
1. Прочтите весь текст целиком.
2. Выделите в нем логически законченные части и в каждой из них — основную мысль, озаглавьте их. На основе этого составьте план.
3. Изложите конспективно содержание каждой законченной части: положения, уточняющие и раскрывающие главную мысль, приведите цифры и выводы. Если не можете кратко пересказать текст источника, то процитируйте его, заключая в кавычки. Основные положения конспекта выписывайте в соответствующие заголовки плана
4. Проверьте выполненную работу. Если нужно, исправьте, уточните за¬головки плана и содержание конспекта.
Памятка по работе над докладом:
1. Прочти материал учебника по заданной теме.
2. Составь план своего рассказа.
3. Подбери дополнительную литературу по данной теме.
4. Привлекая наглядный материал, используй в докладе иллюстрации, репродукции с картин, кадры диафильмов и т.д.
5. Подумай над выводами, соответствуют ли они приведенным фактам.
6. Перед началом доклада напиши на доске план, назови литературу, которой пользовался, начерти, если нужно, диаграммы, таблицы.
7. Во время выступления следи за правильностью речи.
8. Не забывай обращаться к наглядным пособиям, но по существу доклада, не отвлекаясь на пересказ содержания.
Памятка работа с документами
1. выберите главное, второстепенное в содержании документа; мотивируйте свой выбор;
2. определите причину изучаемого события, к какому времени может быть отнесено данное явление или процесс;
3. продумайте, какие исторические условия подготовили появление та
кого-то события, явления, породили идеи, реформы, начинания;
4. сравните условия; отберите по документальному источнику данные;
5. дайте характеристику политическим и государственным деятелям; подготовьте по первоисточнику сообщение;
6. поразмышляйте, как изученный документ (группа документов) помо¬гает понять современные общественные явления.
Памятка сравнение крестьянских воин:
1. Причины крестьянской войны.
2. Характеристика предводителя движения.
3. Участники войны, их цели
4. Характер крестьянской войны
5. Ход войны.
6. Причины поражения.
7. Историческое значение.
Памятка для отработки умения сравнивать
1. Подумай, по каким линиям и в какой последовательности нужно сравнить изучаемые явления.
2. Установи их общие существенные признаки.
3. Определи существенные различия между ними.
4. Сделай (если нужно) вывод, вытекающий из их сравнения.
Памятка для доказательства
1. Уясни и сформулируй мысль, правильность которой следует доказать.
2. Приведи доводы:
а) факты, подтверждающие эту мысль (достоверные);
б) свои соображения по поводу этих фактов, подтверждающие вывод.
3. Рассуждай: свяжи свои доводы с той мыслью, которую требуется доказать (обосновать).
Памятка анализ произведения художника
1. Имя автора и время создания произведения.
2. Содержание произведения: его сюжет, кто изображен, что изображено (передний план, центр, задний план, обстановка, в которой изображены люди, — интерьер помещения, пейзаж).
3. Средства выражения: объемность, пропорциональность, перспектив¬ность, цвет.
4. Какие чувства и идеи вложил художник в свое творение?
Памятка рецензирование устного ответа:
1. Полнота и правильность изложения фактов, выводов, датировки событий.
2. Последовательность и доказательность изложения.
3. Использование и объяснение новых исторических терминов.
4. Использование карты, хронологии, цифровых данных.
5. Речевые ошибки в ответе (повторы, длинноты, употребление слов-паразитов, бедность речи).
6. Оцени ответ, начиная с положительного и заканчивая перечнем недостатков.
Памятка по работе над рефератом:
1. план или оглавление с указанием страниц;
2. вводная часть: актуальность выбранной темы; новые подходы к решению научной (учебной) проблемы; историография вопроса; личные мотивы выбора данной темы;
3. основная часть: суть проблемы или изложение объективных исторических сведений по теме реферата; критический обзор источников; собственные версии и оценки анализируемых фактов;
4. заключение: основные выводы; результаты и личная значимость проделанной работы; перспективы исследования;
5. список использованной литературы:
6. приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д.